КРИЖАНИЧ Юрий

КРИЖАНИЧ Юрий
(1617, Бихач, Босния -12.09.1683, близ Вены)
   писатель, мыслитель. По национальности хорват. Получил в Граце степень магистра философии, был слушателем греч. коллегиума Св. Афанасия при Ватикане. В 1642 г. защитил докторскую диссертацию в Риме. В 1659 г. прибыл в Москву, стал активно пропагандировать идеи о единстве славян, великом будущем России, необходимости широкой просветительской деятельности с целью вывести рус. народ в число образованных европейских наций. В 1661 г. за поддержку униатства был сослан в Тобольск, где прожил 16 лет и написал осн. свои соч. После освобождения в 1676 г. жил в Польше. В 1678 г. выехал в Вильно, где стал членом иезуитского ордена. Погиб под Веной в битве с турками, сражаясь в войсках Яна Собеского. К. был одним из энциклопедически образованных людей своего времени: владел 6 языками, занимался философией, политэкономией, историей, языкознанием, эстетикой, музыкой, богословием. Он стоял на позициях провиденциализма, но полагал, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на нек-рые стороны исторического процесса. Одним из средств достижения прогресса К. считал унию между православной и католической церковью. В работе "De Providentia Dei" ("О промысле Божием") (1666–1667), посвященной царю Алексею Михайловичу, писал, что греки отпочковались от зап. церкви из-за "духа гордости", протестанты откололись из-за любви к свободе, а русские оказались просто обманутыми. Я считаю, писал он, московитян не еретиками, а христианами, введенными в заблуждение по простоте душевной. К. предлагал свои услуги царю, но они не были приняты. Положение иноземца, да еще католика, создало вокруг него своеобразную полосу отчуждения. Его соч. были известны лишь узкому кругу лиц. Он довольно сурово критиковал различные стороны быта и государственного строя России, отсталость рус. об-ва по сравнению с зап. странами, доказывая необходимость и своевременность предлагаемых им реформ. К. разработал первую систему классификации знаний в рус. - славянской терминологии. Все знания он делил на два вида: теоретические и практические. В философию включал логику, физику и этику, в логику же - грамматику, риторику, поэтику и диалектику. К. проводил различие между мудростью, знанием и философией. Мудростью он считал познание "наиболее важных и наивысших вещей" (Бога, природы, об-ва, человека), знанием - "понимание причин вещей", философией - желание мудрости. Философия выступает как высшая степень всех видов познания. К. особо выделял "политическую мудрость", видя в ней средство достижения общественного благополучия. Он выдвигал программу разумного управления державой, основанную на анализе истории страны, народа, природных ресурсов, традиций и умелом их использовании. К. глубоко изучил экономическое и политическое положение России, подчеркивал необходимость развития в ней торговли, ремесла и земледелия. С патриотических позиций он пытался понять роль славянства в мировом историческом процессе, считая, что оно развивается по восходящей линии, хотя постоянно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в судьбе славян он отводил России, к-рая, превратившись благодаря передовым реформам в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и др. народы и поведет их вперед. К. предпринял попытку создания общеславянского языка, разработал его грамматику, поэтому его называют отцом славянской филологии. Идеи К. свидетельствуют о том, что в России того времени складываются предпосылки для проведения глубоких реформ, как писал Плеханов, его программа "во многих отношениях напоминает программу Петра I" (История русской общественной мысли // Соч. М., 1925. Т. 20. С. 290).
   С о ч.: Русское государство в половине XVII в. (Политика). Рукопись времен царя Алексея Михайловича. М., 1859. Вып. 1-[6]; О промысле (Об Божием смотрению). М., 1860; Собр. соч. М., 1891–1892. Вып. 1–3; Из рукописного наследия Ю. Крижанича // Исторический архив. 1958. № 1; Политика. М., 1997.
   Л и т.: Бессонов П. А. Ю. Крижанич // Православное обозрение. 1870.№ 1-11; Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России. М., 1901–1909. Т. [1]-3; Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. С о ч.: В 24 т. Т. 20; ВальденбергВ. Е. Государственные идеи Крижанича. Спб., 1912; Роганович И. Ю. Крижанич и его философия национализма. Казань, \&99, Пушкарев Л. Н. Юрий Крижанич. Очерк жизни и творчества. М., 1984; Брайович С. М., Жулинская Э. В. Новые книги о лингвистических трудах Ю. Крижанича // Филологические науки. 1988. № 6; Golub I. Slovenstvo Juria Krizanica. Zagreb, 1983.
   С. M. Брайович

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КРИЖАНИЧ Юрий" в других словарях:

  • Крижанич Юрий — Юрий Крижанич (на сербскохорватском: Јурај Крижанић / Juraj Križanić), (около 1618 1683) хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, автор многочисленных трудов по самым разным отраслям …   Википедия

  • КРИЖАНИЧ Юрий — (ок. 1618 83) славянский ученый энциклопедист, писатель. По происхождению хорват. Сторонник идеи славянского единства , главную роль в осуществлении которой отводил Русскому государству. В 1659 прибыл в Москву. Выдвигал программу преобразований в …   Большой Энциклопедический словарь

  • Крижанич Юрий — (Križanić) (около 1618  1683), славянский учёный энциклопедист, писатель, языковед. По происхождению хорват. Способствовал зарождению славистики. Сторонник идеи «славянского единства», главную роль в осуществлении которой отводил России. С 1659 в …   Энциклопедический словарь

  • Крижанич, Юрий — Юрий Крижанич (хорв. Juraj Križanić; около 1617  12 сентября 1683)  хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник миссионер, выступал за унию католической и… …   Википедия

  • Крижанич Юрий — Крижанич (Križanić) Юрий (около 1618, Обрх, близ Горицы, 12.9.1683, близ Вены), представитель научной и общественно политической мысли славян 17 в., писатель. По национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме.… …   Большая советская энциклопедия

  • Крижанич, Юрий Гаспарович — хорват, род. в 1617 г., ум. после 1682 г. происходил из обедневшей дворянской семьи и рано осиротел. По окончании курса в загребской католической духовной семинарии он отправлен был для дальнейшего образования в Рим и Болонью в местные хорватские …   Большая биографическая энциклопедия

  • Крижанич Юрий — см. Крыжанич …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КРИЖАНИЧ Юрий — (1617, Бихач, Босния 12.09.1683, близ Вены) писатель, мыслитель. По национальности хорват. Получил в Граце степень магистра философии, был слушателем греч. коллегиума Св. Афанасия при Ватикане. В1642 г. защитил докторскую диссертацию в Риме. В… …   Русская философия: словарь

  • Крижанич, Юрий Гаспар. — знам. публицист и филолог, униатск. проповедн., с. хорватского дворянина, р. 1617, † после 1682. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Крижанич — Крижанич, Юрий Юрий Крижанич (на хорватском: Juraj Križanić), (около 1617 1683)  хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник миссионер, выступал за унию католической и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»